Новые педагогические технологии с использованием цифровых образовательных ресурсов .

     В рамках обучающего эксперимента по теме « Методика применения цифровых лабораторий в учебном физическом эксперименте» в Луговской средней школе Кинешемского района Ивановской области проводился комплекс лабораторных работ по физике в 8 классе с использованием возможностей Цифровой лаборатории « Архимед».Цифровые лаборатории « Архимед»-это набор различных датчиков физических величин( датчик звука, света, силы, температуры, тока, напряжения и т.п.) +интерфейс( аналого-цифровой преобразователь) +карманный персональный компьютер ( КПК). Этот набор позволяет проводить любые естественнонаучные эксперименты и получать на экране КПК временную зависимость одной или двух физических величин.

    В Луговской школе проходила неделя науки для учеников начальной школы.

    Была предпринята попытка провести урок-исследование для младших школьников с применением датчиков температуры ЦЛ. Для 30 учащихся этот урок – исследование оставил неизгладимые впечатления! Возможность поработать с КПК ( который только немного сложнее ,чем мобильный телефон!), со специальной программой, которая позволяет определить температуру в классе; -все это приводило в восторг учеников обычной сельской школы. Удивительна скорость , с какой наши дети осваивают новые информационные технологии, в данном конкретном случае в естествознании. Главная цель этого урока - заинтересовать учащихся окружающим миром, показать, что существуют различные способы его исследования, пробудить детей к наблюдениям и обобщениям,- она была безусловно достигнута.Таким образом, можно констатировать наличие в данном педагогическом эксперименте двух составляющих педагогической технологии:

·         Попытка   создания  элементов  стратегии развития личности и.   ·        Создание и использование адекватных методов для развития личности.

В руках у учителей теперь оказалось мощное оружие исследования окружающего мира и на уровне младших школьников –ЦЛ « Архимед», причем применение и физической и биологической лаборатории возможно в курсе природоведения, в курсе ботаники, в курсе биологии .

Наши американские коллеги исследовали,  как переносные технологии используют в естествознании 2 и 5 классы. И нашли, что разница заключается только в скорости овладения приемами работы с КПК и датчиками. «Даже самые младшие школьники могут создать и описать свои собственные опыты, когда им предоставляется возможность благоприятного исследования. Как вторые так и пятые классы , не боялись технологии и приборов. КПК дали учащимся  благоприятную возможность соединять свои вопросы и исследования с данными, находясь в полевых условиях»(1)

Вот как прошел День науки для младших школьников в Луговской средней школе и какие цели ставил перед собой Ю. С. Беликов.

В МОУ Луговская средняя общеобразовательная школа традиционно проводятся Дни Науки. В 2007 г . для младших классов школы были проведены занятия с использованием карманного компьютера Palm и датчиков  цифровой лаборатории «Архимед».

План мероприятия:

1. Знакомство с карманным компьютером Palm: · внешний вид компьютера: кнопки - вкл/выкл, вызова буквенной и числовой клавиатур,  пиктограммы Приложений и Меню.; · практические работы: «Рисование с помощью стилуса», «Режим калькулятора» (выполнение простых математических операций), «Ввод текста с помощью экранной клавиатуры».

2. Проведение эксперимента для измерения температуры: ·систематизация знаний детей о температуре и приборах для её измерения; · проведение измерений температуры воды и окружающего воздуха с использованием термометра; · с помощью датчика температуры DT 029 , диапазон измерений от     -10 до 1100С, под руководством учителя и лаборанта проведение замеров температуры воды и окружающего воздуха; · сравнение результатов, полученных экспериментально с  помощью термометра и датчика температуры.

3. Рассказ учителя о физике как науке, роль эксперимента в физике, применение современного лабораторного оборудование (на примере лаборатории «Архимед») для изучения законов данной науки.

В.В. Гузеев пишет: « Технология обучения есть прикладная дидактика. Она реализует идеальный процесс обучения в конкретных педагогических условиях».

    Можно сказать, что на наших глазах создается новая педагогическая технология « Естественно-научные цифровые лаборатории как средство деятельного исследования окружающего мира». Самое главное свойство данной  личностно-ориентированной технологии ее гуманистическая направленность, имеющая целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.

Литература:1.Гузеев В. В. Системные основания интегральной образовательной технологии./ Дисс. ... докт. пед. наук.- М.1998 ; 2.Петрова М. А .Цифровая лаборатория « Архимед» в физическом практикуме//Физика в школе.№8 .-М.2005.;3. Carolin Staudt .Probing Untested Ground . 2001г.http//www.concord.org//probesight/.

на главную

Hosted by uCoz